Транспортный аудит предназначен для руководителей организаций, должностных лиц, которые хотят получить полную информацию о реальном состоянии дел …
Аутсорсинг Вашей организации — позволит вам сосредоточиться на основных направлениях своего бизнеса. …
Квалифицированная подготовка документов по обеспечению БДД осуществляется в нашей компании опытными специалистами …
Транспортный аудит и аутсорсинг предлагает услуги по направлению аутсорсинг и консалтинг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей занимающихся перевозкой опасных грузов. …
Консалтинг от нашей компании – это консультирование в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте. …
Получение лицензии для грузопассажирских перевозок сопряжено с выполнением ряда соответствующих требований относительно полноты пакета документации …
Допуск российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок производится Федеральной службой по надзору в сфере транспорта …
Полисы ОСАГО станут необязательными при регистрации автомобилей в ГИБДД
Чтобы зарегистрировать автомобиль в ГАИ с 1 марта 2025 года не понадобится ОСАГО. Как правильно оформить страховку, какие ошибки нельзя допускать, что влияет на цену страховки и можно ли ее снизить: инструкция
Разбираемся, как сейчас работают полисы ОСАГО, что изменится после 1 марта 2025 года, сколько можно получить на ремонт и нужно ли возить с собой полис.
ОСАГО — это договор обязательного страхования автогражданской ответственности водителей. После заключения договора ОСАГО страховщик обязуется за обусловленную договором плату (ее еще называют страховой премией) при наступлении страхового случая возместить потерпевшим причиненный вследствие события вред их жизни, здоровью или имуществу.
Согласно закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» [1] оформление полиса ОСАГО обязательно для каждого автовладельца.
Полис ОСАГО нужен, чтобы застраховать ответственность каждого автомобилиста перед окружающими. Не всегда у граждан есть возможность компенсировать вред пострадавшим участникам дорожного движения. Именно по этой причине полис ОСАГО считается обязательным документом для каждого водителя и выезжать без него на дороги запрещено.
Выплаты по ОСАГО положены за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании автомобиля, на который оформлен документ и только в ситуации, когда ДТП произошло на территории России.
Если застрахованный автомобилист станет виновником ДТП, то его страховая компания выплатит денежную компенсацию стоимости ремонта поврежденных автомобилей потерпевших или же проведет ремонт в пределах определенной договором страховой суммы. Максимальная сумма выплаты по ОСАГО по «железу» чужому имуществу — 400 тыс. руб.
Если потерпевшим понадобится лечение, то по ОСАГО за причинении вреда жизни или здоровью можно получить до 500 тыс. руб. — такая выплата будет распространяться на каждого потерпевшего.
Принцип работы ОСАГО такой: если в ДТП по вине застрахованного водителя будет поврежден чужой автомобиль и пострадает человек, то разбитую машину можно будет отремонтировать по ОСАГО на сумму до 400 тыс. руб. Одновременно можно будет и покрыть расходы на лечение — на сумму до 500 тыс. руб.
Если разбито два и больше автомобиля, то каждый можно отремонтировать на сумму до 400 тыс. руб. Соответственно, если проблемы со здоровьем из-за ДТП возникли у двух (или более) человек, то лечение каждого также компенсируют на сумму до 500 тыс. руб.
Фото: Мобильный репортер / АГН «Москва»
В настоящее время обсуждается вопрос по увеличению лимитов выплат за ущерб жизни и здоровью в ОСАГО с 500 тыс. до 2 млн руб. Такие изменения могут последовать после принятия соответствующих изменений в закон об ОСАГО. Об этом еще в апреле 2023 года рассуждал президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев. Правда, расширение лимитов по выплате за ущерб жизни и здоровью в автогражданке планировалась еще в 2022 году. Однако, по словам страховщиков, из-за резкого скачка выплат в связи с увеличением стоимости авторемонта на фоне дефицита запчастей эти изменения забуксовали.
Кстати, Госдума уже зарегистрировала законопроект с поправками к закону об ОСАГО, предусматривающие повышение на 30% лимитов страхового возмещения за ущерб жизни и здоровью, а также за ущерб имуществу. Документом предлагается обязать страховщиков возмещать «потерпевшим в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, в размере 650 тыс. руб.» вместо нынешнего лимита в 500 тыс. руб.
Лимиты выплат за имущественный ущерб предложено увеличить с 400 тысяч рублей до 520 тысяч рублей.
При этом Уфимцев предупредил: расширение лимитов выплат хоть и незначительно, но повлияет на повышение стоимости полиса ОСАГО. Если проект будет принят, он вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
Ущерб имуществу можно получить в следующих ситуациях:
При причинении вреда здоровью потерпевшего возмещению подлежат:
Важно, что виновник ДТП поправлять здоровье и чинить свою машину будет за свой счет.
Нет, но можно дополнительно застраховать некоторые риски при помощи полиса ДСАГО: доплатить за страховку и получить возможность повысить возможные выплаты потерпевшему в случае ДТП.
Например, если водитель устроит ДТП и ремонт автомобиля потерпевшего будет стоить не 400 тыс. руб., а 1 млн руб., то остальную сумму потерпевший может взыскать с виновника в рамках гражданского кодекса. Если у виновника будет оформлено ДСАГО на выплату до 1 млн руб., то полис покроет все убытки.
Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»
Однако этот вид дополнительного страхования будет стоить дорого — в первый год пользования водителю придется оформлять и каско, да и сам размер доплаты существенен: он зависит от возраста и стажа вождения, а также от лимита покрытия сверх обязательной суммы 400 тыс. руб. и сравним с ценой полиса ОСАГО. В целом, как говорят сами страховщики, средняя выплата по ОСАГО составляет около 70 тыс. руб., что делает ДСАГО неинтересным продуктом.
В случае оформления электронного полиса ОСАГО, возить с собой распечатанный документ не обязательно.
С 29 октября 2019 года вступила в силу новая редакция закона об ОСАГО: полис автогражданки теперь не нужно печатать на бланках строгой отчетности. С этого момента инспекторам ГАИ можно просто предъявить изображение на телефоне либо распечатать электронный документ на обычной бумаге. При этом если полис есть только в электронном виде, важно помнить, что у инспектора ГАИ не всегда есть техническая возможность оперативно выйти в интернет и проверить действительность страховки. Чтобы избежать таких проблем, проще на всякий случай возить распечатанный полис ОСАГО в автомобиле.
В настоящее время полис ОСАГО входит в перечень документов, которые нужны в ГАИ для регистрации автомобиля на себя. Однако согласно новой редакции Административного регламента, оформлять страховку до постановки машины на учет в ГАИ не понадобится. Изменения вступят в силу 1 марта 2025 года.
Логика в следующем: покупая автомобиль, новый собственник не обязательно сразу выезжает на нем на дорогу. Например, некоторые водители ездят на машинах только летом, а решение купить машину пришлось на зиму. Поэтому автомобиль и можно будет зарегистрировать в ГАИ без ОСАГО, если пользоваться им в ближайшее время водитель не планирует. При этом, если водитель все-таки поедет на автомобиле без ОСАГО, ему будет грозить штраф — 800 руб. при каждой остановке инспектором ГАИ в течение 24 часов. И уже идет обсуждение его повышения до 5 тыс. руб.
Весной будет запущен эксперимент с камерами, которые смогут вычислять отсутствие полисов ОСАГО у водителей. Впрочем, выписывать штрафы на основе этих данных пока не планируется. Максимум, что ждет нарушителей, это предупреждение через «Госуслуги». Систему запустят в тестовом режиме, и она будет действовать в отдельных регионах. Только по итогам исследования власти примут окончательное решение о внедрении новых комплексов на дорогах. Когда проект получит зеленый свет, первые штрафы с камер за отсутствие полисов обязательного страхования водители, вероятно, начнут получать не раньше следующего года.
Каско — это добровольная форма страхования собственного автомобиля и связанных с его владением рисков. В отличие от ОСАГО, водитель сам решает, оформлять ли ему каско. Условия договора по каско бывают абсолютно разными: водитель может выбрать подходящие именно ему пункты. Например, если автомобиль популярной марки и модели среди угонщиков, то стоит выбрать риск «угон».
Также по каско можно застраховать практически любой риск:
ОСАГО — обязательный вид страхования и полис каско без него не получить. Поэтому да, полис ОСАГО должен быть у всех.
Стоимость договора ОСАГО определяется как произведение базовой ставки и коэффициентов. Сначала страховщики устанавливают базовый тариф автовладельца персонально. И уже к этой сумме применяются различные коэффициенты.
Чтобы понять, какой у водителя базовый тариф, важно учесть, что с 13 сентября 2022 года Центробанк в очередной раз расширил тарифный коридор по ОСАГО. Минимальную базовую ставку для водителей легковых автомобилей понизили с 2224 до 1646 руб. Максимальную повысили с 5980 до 7535 руб. Для расчетов по такси минимальную базовую ставку снизили с 2014 до 1490 руб., а максимальную подняли с 12 505 тыс. до 15 756 тыс. руб. Именно эту «базу» страховщики теперь умножают на различные коэффициенты, которые зависят от стажа, аварийности, места регистрации водителя и прочих важных обстоятельств.
Как заявили в Российском союзе автостраховщиков (РСА), после таких изменений аккуратным автовладельцам не придется доплачивать за токсичные категории водителей. А для некоторых наиболее ответственных водителей цена должна даже снизиться. Изменения в тарифах объяснили в том числе подорожанием автозапчастей. При этом позже в РСА сообщили о включении в справочники для расчетов более дешевых по сравнению с оригинальными запчастями аналогов. За водителей-новичков в страховом сообществе при этом никто не заступился — они считаются одной из наиболее рисковой, а значит, и «дорогой» категорий.
Центробанк с 27 января 2025 года расширит границы стоимости полиса ОСАГО для общественного транспорта, а также для мотоциклов и грузового транспорта, говорится в сообщении регулятора.
Граница стоимости полиса для общественного транспорта расширится на 11,57% в обе стороны. Минимальная стоимость ОСАГО для автобусов составит 2 700 руб., максимальная — 10 202 руб. Обязательная страховка для трамваев будет начинаться от 921 руб. до 3 477 руб., для троллейбусов — от 1 475 до 5 575 руб.
Тарифный коридор по ОСАГО для мототранспорта и грузовиков с разрешенной максимальной массой 16 т и ниже будет расширен на 20%. Для мотоциклов, а также мопедов и всей техники категорий «А» и «М», он будет от 259 руб. до 3 043 руб. Для грузовиков — от 930 до 11921 руб.
Коэффициенты устанавливает Банком России. Они зависят от следующих параметров:
Территориальные коэффициенты могут быть такими [2]:
Город | Территориальный коэффициент |
Магнитогорск | 1,72 |
Челябинск | 1,99 |
Ярославль | 1,45 |
Москва | 1,9 |
Санкт-Петербург | 1,72 |
Московская область | 1,63 |
Коэффициент страховых тарифов в зависимости от сезонности и интенсивности использования автомобиля — коэффициент КС [3].
Сколько автомобилем будут пользоваться в течение года | Коэффициент КС |
2 месяца | 3 |
3 месяца | 0,5 |
4 месяца | 0,6 |
5 месяцев | 0,65 |
6 месяцев | 0,7 |
7 месяцев | 0,8 |
8 месяцев | 0,9 |
9 месяцев | 0,95 |
10 месяцев и более | 1 |
Есть также коэффициент страховых тарифов в зависимости от количества произведенных страховщиками страховых возмещений в предшествующие периоды (далее — коэффициент КБМ). Проще говоря КБМ — это коэффициент, который зависит от того, попадал водитель в ДТП или нет. Чем он меньше, тем лучше: на него умножают базовую цену оформления ОСАГО для определения итоговой стоимости страховки. В 2022 году правила его расчета немного изменились. Так, с 1 апреля 2022 года стоимость ОСАГО для водителей начали считать по обновленному коэффициенту КБМ. Аварийным автомобилистам придется платить больше, а дороже всего полис обойдется таксистам. После изменений для водителей, у которых нет опыта вождения, цена ОСАГО стала дороже на 17%. А для водителей с небольшим стажем, к примеру один год, цена выросла на 5%.
Коэффициент страховых тарифов в зависимости от количества произведенных страховщиками страховых возмещений в предшествующие периоды (далее — коэффициент КБМ) определяется в соответствии со следующей таблицей (Источник — Центробанк)
Согласно правилам расчета КБМ, коэффициент растет следующим образом: 1 ДТП — КБМ = 1,17 (был 1), 2 ДТП — КБМ = 2,25 (был 1,95), 3 ДТП — КБМ = 3,92 (был 2,45). Базовая стоимость ОСАГО умножается на этот и другие индивидуальные коэффициенты, которые связаны со стажем и регионам использования машины.
Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик (мощности двигателя) транспортного средства (далее — коэффициент КМ):
№ / п/п | Мощность двигателя (лошадиных сил) | Коэффициент КМ |
1 | 2 | 3 |
1 | До 50 включительно | 0,6 |
2 | Свыше 50 до 70 включительно | 1 |
3 | Свыше 70 до 100 включительно |
1,1 |
4 | Свыше 100 до 120 включительно | 1,2 |
5 | Свыше 120 до 150 включительно | 1,4 |
6 | Свыше 150 | 1,6 |
Одна из организаций предоставила расчеты по ориентировочной стоимости полисов ОСАГО с просьбой ее не называть. При оценке важно учитывать, что для многих страховых новички / водители без опыта — это водители со стажем до двух лет. Во всех расчетах здесь использован минимальный базовый тариф ОСАГО. Пример 1. Автомобилист — 25 лет, без стажа. Автомобиль Kia Rio с мотором 1,6 л мощностью 122 л.с., регион использования — Москва. Цена полиса до расширения тарифного коридора: 30 326,06 руб. Цена после расширения тарифного коридора: 38 211,85 руб. Пример 2. Автомобилист — 25 лет, без стажа. Автомобиль Kia Rio с мотором 1,6 л мощностью 122 л.с., регион использования — Дальний Восток. Цена полиса до расширения тарифного коридора: 22 913,03 руб. Цена после расширения тарифного коридора: 28 871,18 руб. Пример 3. Автомобилист, 22 года, без стажа, автомобиль Toyota Rav 4, мотор 2,5 мощностью 199 л.с., регион использования — Москва. Цена полиса до расширения тарифного коридора: 37 882,39 руб. Цена после расширения тарифного коридора: 47 733,08 руб. Пример 4. Автомобилист, 22 года, без стажа, автомобиль Toyota Rav 4, мотор 2,5 мощностью 199 л.с., регион использования — Санкт-Петербург. Цена полиса до расширения тарифного коридора: 34 515,07 руб. Цена после расширения тарифного коридора: 43 490,14 руб.
ОСАГО — это обязательный вид страхования. Тарифы устанавливает государство и к ним нельзя применять скидки. Если водителю предлагают неожиданные скидки, не связанные с безаварийным вождением (КБМ), скорее всего, это мошенничество.
Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»
Как уточнили в РСА, есть только несколько исключений, которые позволяют снизить стоимость полиса. Так, статьей 17 закона об ОСАГО установлены компенсации инвалидам, оплатившим страховую премию по договору ОСАГО, в размере 50% от страховой премии. Компенсация осуществляется органами государственной власти после оплаты страховой премии. Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе устанавливать иные категории граждан, которым осуществляется частичная или полная компенсация оплаченной страховой премии.
Также граждане вправе заключить договор ОСАГО с учетом ограниченного использования транспортного средства. Например, водитель обязуется ездить на машине только летом. Так можно значительно уменьшить размер страховой премии.
Полис ОСАГО можно оформить двумя способами: лично в офисе страховой компании или приобрести Е-ОСАГО.
Документы для оформления ОСАГО:
В 2024 году страховые компании оформляют полисы ОСАГО без проверки диагностических карт.
Все эти документы нужно предъявить в страховой компании и оформить полис. В соответствии с пунктом 1.7 Правил ОСАГО, при заключении договора страховщик вправе провести осмотр транспортного средства. Однако на практике это происходит крайне редко.
В случае оформления Е-ОСАГО на сайте страховой компании автомобилисту нужно будет самостоятельно ввести все данные. При покупке электронного ОСАГО, полис пришлют на электронную почту. Важно, что ошибаться при вводе данных о себе и автомобиле нельзя. Если водитель случайно введет, например, некорректную информацию о мощности мотора, и страховая компания об этом узнает, то страховщик аннулирует полис ОСАГО, а выплаченную за него премию оставит себе. Это делается, чтобы защититься от мошенников, которые вводят неправильные данные, занижая тем самым стоимость ОСАГО.
Иногда автомобилисты оформляют полисы ОСАГО у страховых агентов-мошенников, которые заманивают водителей более выгодными ценами. Чаще всего они продают несуществующие полисы, либо вводят неправильные данные об автомобилисте, искусственно занижая стоимость полиса. Но такие полисы ОСАГО страховые компании аннулируют. В итоге может получиться так, что водитель, даже не подозревая об этом, ездит без действующего полиса ОСАГО.
Фото: Донат Сорокин / ТАСС
Если водитель сомневается в подлинности купленного полиса ОСАГО, его можно проверить на сайте РСА. Для просмотра сведений о договоре ОСАГО необходимо ввести данные о серии и номере договора ОСАГО или транспортном средстве, а также дату, на которую запрашиваются сведения о договоре ОСАГО.
Также проверить бланк бумажного полиса можно по базе своей страховой компании на ее сайте.
Продлить ОСАГО можно не ранее чем за 60 дней до истечения текущего полиса. Если водитель просрочит договор и будет ездить без страховки, то это грозит штрафом. Важно, что при перерыве в страховании более 1 года КБМ не меняется, то есть не теряется понижающий коэффициент за безаварийность. Продлить полис может только сам автомобилист: это можно лично в отделении страховой компании или на сайте — процесс оформления такой же, как и при покупке полиса впервые.
За управление транспортным средством без ОСАГО положен штраф в 800 руб.
👉 Штраф за езду без страховки: нюансы, о которых стоит знать
После ДТП потерпевшим важно подождать оформления документов для выплаты и не ремонтировать автомобиль до этого момента. Подавать документы в страховую лучше сразу после аварии и не затягивать с этим, особенно это касается выплат по Европротоколу (оформление ДТП без полицейских).
Потерпевшему за возмещением нужно будет обратиться в свою страховую компанию. Однако для этого должны быть выполнены все условия. Они указаны в ст.14.1 закона об ОСАГО:
Фото: Павел Пичугин / Autonews.ru
заверенная копия документа, удостоверяющего личность потерпевшего (выгодоприобретателя);
документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя;
документы, выданные медицинской организацией, в которую был доставлен или обратился самостоятельно потерпевший, с указанием характера полученных потерпевшим травм и увечий, диагноза и периода нетрудоспособности;
заключение судебно-медицинской экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности — о степени утраты общей трудоспособности (в случае наличия такого заключения);
заверенная копия документа, удостоверяющего личность потерпевшего (выгодоприобретателя);
документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя;
Автомобилисты могут сами выбрать: потребовать натуральное возмещение, то есть отремонтировать автомобиль или же получить денежную компенсацию.
Фото: Олег Лозовой / РБК
Как объясняют в РСА, автомобилисты могут отказаться от ремонта в случае, если натуральная форма возмещения вреда в рамках ОСАГО не является обязательной, а также когда получение возмещения в денежной форме согласовано со страховщиком.
В целом водители чаще считают, что натуральный ремонт более выгоден, потому что денежные выплаты могут оказаться ниже реальных расходов. Связано это в том числе с тем, что страховщики при расчетах учитывают износ деталей и используют при оценке самые недорогие варианты официального справочника средней цены запасных частей.