Открывая совещание, Марат Хуснуллин отметил, что смертность в ДТП – ключевой показатель из майских указов главы государства. «В 2020 году количество ДТП сократилось на 16%, а количество погибших уменьшилось на 7% по сравнению с 2019 годом. Также мы видим положительную динамику по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и в первом квартале этого года. Это показатель системной работы в данном направлении, я прошу МВД продолжить эту работу», – отметил вице-премьер.
Одним из основных вопросов заседания стала безопасность пешеходов, – эта проблематика рассмотрена на примере Брянской области, где в настоящее время реализуется пилотный проект, предусматривающий задействование возможностей органов исполнительной власти различного уровня – владельцев дорог федерального, регионального и местного значения, органов управления образованием и взаимодействия со СМИ, подразделений Госавтоинспекции.
В рамках проекта в Брянской области, в частности, проходят апробацию инновационные устройства, предназначенные для повышения безопасности пешеходов. Среди них – проекционный пешеходный переход, формирующий на дороге при помощи света соответствующую разметку, или устройство «шериф-балка», имитирующее в ночное время работу светосигнальной установки патрульного автомобиля ДПС и формирующее у участников дорожного движения «эффект присутствия» сотрудников Госавтоинспекции.
Комплексная работа, сопровождающаяся широкой информационно-пропагандистской поддержкой, принесла результаты. По итогам первого квартала 2021 года в Брянской области отмечено существенное снижение аварийности с участием пешеходов: общее число таких ДТП в регионе сократилось на 64% по сравнению с прошлым годом, число погибших – на 73,7% и раненых – на 61,6%.
Еще одной темой заседания комиссии стала профилактика управления транспортными средствами в состоянии опьянения. За последние годы органами законодательной и исполнительной власти принимались последовательные меры по предупреждению таких противоправных действий участников дорожного движения, существенно ужесточена ответственность.
Руководитель Госавтоинспекции Михаил Черников в своём выступлении по данному вопросу отметил, что на протяжении последних нескольких лет успешно применяется практика массовых проверок водителей. Их главная задача – вычленить из транспортного потока водителя с признаками алкогольного или наркотического опьянения до того, как произойдёт ДТП. При этом главный эффект достигается за счёт сдерживающего фактора, который обеспечивается открытостью и заблаговременным информированием общественности о планируемых проверках.
В прошлом году в регионах проведено более 40 тыс. массовых проверок, в ходе которых выявлено свыше 45 тысяч нетрезвых водителей. Всего в 2020 году пресечено более 550 тыс. фактов управления транспортными средствами водителями в состоянии опьянения и отказавшимися от прохождения медицинского освидетельствования, из которых 68 тыс. отнесено к уголовной юрисдикции.
Отмечено, что противодействие нетрезвым водителям находит все большую поддержку среди гражданского общества. Общественные активисты на добровольной основе оказывают помощь нарядам ДПС при несении службы, проведении профилактических мероприятий, а также при патрулировании мест массового отдыха граждан с целью выявления водителей, управляющих транспортными средствами с признаками опьянения.
Всего в ходе отработки полученной от населения информации по итогам 2020 года пресечено более 361 тыс. нарушений ПДД, из которых за управление транспортным средством с признаками опьянения задержано около 28 тысяч водителей, то есть каждый 20-й из всех выявленных водителей
с признаками опьянения.
В ходе совещания было принято решение о реализации в Нижегородской области пилотного проекта, который в дальнейшем может быть масштабирован на всю страну. Марат Хуснуллин дал поручение МВД и Минздраву совместно с регионом разработать перечень мероприятий по снижению смертности в ДТП, произошедших по вине водителей в состоянии опьянения,
Отдельно в ходе заседания комиссии рассмотрена проблематика снижения смертности в ДТП, совершённых по вине водителей, выехавших на полосу встречного движения. Это остается одним из наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения. С выездом на полосу, предназначенную для встречного движения, связана практически четверть смертельных случаев в ДТП.
В настоящее время обустраиваются дорожные ограждения, направляющие устройства, сигнальные столбики, световозвращающие элементы, разделительные и шумовые полосы, светофорное регулирование, дорожная разметка, дорожные знаки. Применяются и экспериментальные методы – дублирование разметки в зоне действия знаков «Обгон запрещен», горизонтальная дорожная разметка желтого цвета и направляющие устройства из композитных материалов для разделения транспортных потоков встречных направлений.
По поручению Марата Хуснуллина пилотным регионом по снижению смертности в ДТП, связанных с выездом на полосу встречного движения, станет Калужская область.
В заключении Марат Хуснуллин обратил внимание на регионы, в которых показатели смертности на дорогах растут, и дал поручение МВД в штабном режиме разобрать причины.
«Этой работой необходимо заниматься, нам нужно снижать показатели социального риска – это вопрос жизни наших граждан. Я прошу всех глав регионов следить за ситуацией с безопасностью на дорогах, летом мы будем выносить данный вопрос на заседание правкомиссии по региональному развитию, где разберем итоги работы за полгода», – сказал вице-премьер.