МВД разместило на regulation.gov.ru проекты поправок к законам «О полиции» и «О безопасности дорожного движения» — полицейские получат право участвовать в проверках материально-учебной базы автошкол, которые проводят органы Рособрнадзора. Учебные площадки, машины, классы организаций инспекторы проверяют и сейчас, выдавая заключения, без которых автошколы не имеют права работать. Однако по действующим нормам ГИБДД осуществляет ревизию лишь однажды — когда образовательная организация получает образовательную лицензию и выходит на рынок.
«Как показывает практика, недобросовестные автошколы имеют полный комплект оборудования лишь на этапе обследования Госавтоинспекцией,— пояснили в МВД.— В дальнейшем такие автошколы не заинтересованы в поддержании учебно-материальной базы в надлежащем состоянии». Некоторые фирмы, получив заключение, к примеру, прекращают договор аренды площадок и обучают во дворах или на площадках ненормативного размера (меньше 0,24 га). Недобросовестные участники рынка практикуют увольнение преподавателей, чтобы не платить им зарплату.
«Будущий водитель, прошедший обучение в такой автошколе, не получает качественных знаний и навыков, что в дальнейшем может оказать негативное влияние на безопасность»,— пояснили в МВД. В пояснительной записке к поправкам приводятся данные о снижении уровня подготовки: по итогам 2020 года теоретический экзамен с первого раза сдали на 1,5% меньше граждан, чем годом ранее, «площадку» — на 1,2% меньше, «город» — на 3% меньше. Нововведения коснутся около 6,6 тыс. автошкол. Законопроект, заявили в МВД, уже поддержан Минэкономики, Минпросвещения и Рособрнадзором.
Изменения коснутся и выпускников образовательных организаций. Сегодня к сдаче экзаменов на права допускаются граждане, у которых есть медсправка и свидетельство об окончании автокурсов. МВД хочет ввести дополнительное условие: инспектор будет проверять, было ли у автошколы на момент обучения действующее заключение о соответствии материально-учебной базы.
Идея введения постлицензионного контроля обсуждалась в правительстве еще в 2018 году, разработать документ поручал бывший вице-премьер Максим Акимов.
Согласно Положению о допуске водителей к управлению транспортными средствами (приказ МВД СССР от 6 января 1987 года), автошколы проверялись подразделениями ГАИ ежегодно с целью «изучения и устранения причин, отрицательно влияющих на качество подготовки водителей».
Контроль за недобросовестными участниками рынка необходим, профессиональное сообщество в этом заинтересовано, говорит президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева. «Но площадка, учебные автомобили, классы — это лишь инструмент обучения,— пояснила она.— Наличие материально-учебной базы не означает, что автошкола ею пользуется в полной мере. Главная беда существующей системы — это образовательные организации, предлагающие "сокращенные курсы" по 5–10 часов вождения и теории. Вот кого нужно проверять и лишать заключений и лицензий». При этом госпожа Шутылева уверена, что «качество подготовки водителей должны контролировать органы в сфере образования, как и разрабатывать требования к оснащению образовательного процесса для утверждения правительством».