Транспортный аудит предназначен для руководителей организаций, должностных лиц, которые хотят получить полную информацию о реальном состоянии дел …
Аутсорсинг Вашей организации — позволит вам сосредоточиться на основных направлениях своего бизнеса. …
Квалифицированная подготовка документов по обеспечению БДД осуществляется в нашей компании опытными специалистами …
Транспортный аудит и аутсорсинг предлагает услуги по направлению аутсорсинг и консалтинг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей занимающихся перевозкой опасных грузов. …
Консалтинг от нашей компании – это консультирование в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте. …
Получение лицензии для грузопассажирских перевозок сопряжено с выполнением ряда соответствующих требований относительно полноты пакета документации …
Допуск российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок производится Федеральной службой по надзору в сфере транспорта …
Все о TPMS: что за аббревиатура, за что отвечает и какие бывают виды
Аббревиатура TPMS не так популярна, как ABS или АКПП, но сегодня является неотъемлемой частью почти любого современного автомобиля
TPMS — это система контроля давления в шинах. Расшифровывается как «tire pressure monitoring system» — буквально «система мониторинга давления в покрышках». Иногда можно встретить вариации в виде iTPMS и dTPMS. Значение подобных сокращений будет детально рассмотрено далее.
Узнать, установлена ли в автомобиле система мониторинга давления в шинах возможно двумя способами.
1. Проверить наличие системы TPMS через мультимедийный интерфейс машины. Самым правильным в этом случае будет обратиться к руководству по эксплуатации за детальным алгоритмом действий. Если же под рукой такового не оказалось, следует изучить меню бортового компьютера. В случае наличия заводской TPMS один из разделов настроек обязательно будет посвящен данной системе. Искомые ключевые словосочетания: «контроль давления в шинах», «система контроля давления» и подобные словосочетания. Также одним из верных признаков наличия будет кнопка с соответствующей иконкой на приборной панели или ином месте — например, центральном тоннеле между креслами.
2. Непосредственно убедиться в наличии датчиков давления. Если электронная система TPMS прямого действия имеет внутренние датчики, то обнаружить их можно только сняв покрышку с диска. В некоторых случаях можно определить такой датчик по внешней части вентиля для накачки. Если же TPMS оснащена внешними датчиками, все гораздо проще — они навинчены на внешнюю часть вентиля вместо защитных колпачков. Тогда остается найти только принимающее устройство (экранчик), идущее в комплекте с датчиками.
Очевидно, что первоочередная задача системы мониторинга шин — заблаговременно предупреждать водителя о падении давления, дабы предотвратить износ или повреждение покрышек. А вот принцип действия систем может разительно отличаться.
Фото: Shutterstock
У самых простых вариантов TPMS нет датчиков. Следовательно, нет и «знаний» о непосредственном давлении в покрышках. Они лишь могут проинформировать о том, что таковое стало выше или ниже установленной нормы (как система это понимает — будет описано ниже). Норму задает сам водитель, предварительно убедившись, что все 4 колеса накачаны до требуемого и одинакового давления. После чего он сообщает системе — через штатный борткомпьютер или ту самую кнопку, о которой говорилось ранее, — что значения на данный момент эталонны. Далее электроника отталкивается от заданных параметров и информирует об отклонениях.
Более продвинутые варианты отражают конкретные значения давления для каждого колеса. Подтипами таких систем TPMS являются исполнения либо с радиодатчиками в вентилях (внутренними или внешними), либо с простыми механическими барометрами, навинчивающимися вместо колпачков. Радиодатчики отражают значения с точностью до десятых бара. А вот навинчивающиеся механические микроманометры являются скорее декоративным украшением. Годятся они лишь для очень примерного понимания степени накачанности шины с большой погрешностью. Да и служат, как правило, очень недолго.
Решение данного вопроса возможно после понимания типа системы, с которой владелец имеет дело. Если система мониторинга давления встроена в электронику автомобиля (т.е., заводская), процесс будет интуитивно понятен. Если же TPMS установлена как дополнительное оборудование, самым разумным будет обратиться к ее руководству по эксплуатации. Поэтому далее опишем только самые базовые и универсальные рекомендации, не относящиеся к конкретной системе.
Фото: Shutterstock
Если датчики TPMS внутренние, то в процессе привязки каждого из них придется либо нажимать на ниппель для резкого уменьшения давления (чтобы датчик «проснулся» и подал сигнал на приемник), либо осуществлять привязку каждого из колес в процессе движения. Дабы не проходить процедуру привязки датчиков каждый раз заново (например, при перестановке колес с передней оси на заднюю), в меню устройства обычно есть возможность виртуально поменять положение каждого колеса.
Повторимся, что в каждой конкретной модели TPMS будет своя последовательность действий, а вышеописанный алгоритм приведен для общего понимания процедуры.
Несмотря на то, что сегодня существует огромный выбор систем контроля давления в шинах, все их можно разделить на две принципиально различающиеся группы.
Фото: Shutterstock
Приставка «d» обозначает «direct» — «прямая», или «непосредственная». В такой системе принимающее устройство, на которое выводятся данные, получает прямой сигнал с каждого датчика, расположенного в колесе. Значения отображаются в барах (с точностью до десятых), а система способна очень оперативно реагировать на изменение давления: опрос каждого датчика происходит до десяти раз в секунду. Иногда интервал меньше, но все равно он более чем достаточен для своевременного предупреждения водителя о падении давления в одном из колес. Заводские системы dTPMS оборудованы исключительно внутренними сенсорами, устанавливающимися на шиномонтаже.
Различные дешевые устройства с внешними датчиками, навинчиваемыми на вентиль колеса снаружи, формально тоже относятся к direct TPMS. Но зачастую точность, быстродействие и долговечность подобных наборов оставляет желать много лучшего. Действительно качественная система всегда имеет внутренние, устанавливаемые на диск изнутри датчики — с высокой точностью показаний, высокой надежностью и батареями, служащими до 8-10 лет.
Несмотря на очень похожее название, приставка «i» меняет все. Она означает «indirect» — «непрямая», «косвенная». Такая система не имеет сенсоров в колесах, а ориентируется на показания сенсоров автомобильных, а именно датчиков системы ABS/ESP.
Чем ниже давление в колесе — тем меньше его радиус. А значит, при неизменной скорости спускающее колесо будет делать больше оборотов в минуту, чем остальные. Эту разницу и регистрирует блок ABS/ESP, выдавая предупреждение на экран борткомпьютера. Основная проблема косвенных iTPMS даже не в том, что они не указывают конкретное давление в каждом из колес. Главный минус таких систем — очень низкое быстродействие. Пока блок ABS/ESP «поймет», что постоянный тревожный сигнал с одного из колес — это следствие падения давления, а не пробуксовки — проходит от одной до нескольких минут. За это время, если повреждения колеса значительные, оно уже успеет ощутимо износиться. Если, конечно, водитель не обнаружит изменения в поведении автомобиля сам.
Фото: Shutterstock
Если не брать в расчет дешевые китайские безымянные наборы, любая система dTPMS очень надежна. А если это косвенная iTPMS, то ее и вовсе можно считать вечной: срок жизни фактически равен сроку жизни датчиков штатной системы ABS/ESP, а они крайне выносливы.
У системы контроля давления в шинах прямого типа (dTPMS) по сути, возможны только два вида ошибок: либо потеря связи с одним или несколькими датчиками, либо неисправность самого принимающего устройства. В первом случае причина, как правило, заключается в севших батарейках сенсоров. На дорогих брендовых системах они часто заявлены как незаменяемые и залиты компаундом, что вынуждает владельца раскошеливаться на новый комплект. Но при определенном умении батарейки заменить можно. Главное не поскупиться на качественный элемент питания и как следует загерметизировать место «оперативного вмешательства» на корпусе. Если же причина потери связи кроется в неисправности самого датчика или приемника — с большой долей вероятности ничего сделать кроме их замены не удастся.
Что касается предупреждений выводимых на экран, как таковыми ошибками они не являются. Обычно это уведомления, связанные либо с падением давления в одном из колес (собственно предназначение любой TPMS), либо с иными функциями системы.