Главная / Новости / Обязательный техосмотр предложили отменить

Обязательный техосмотр предложили отменить

21 Июля 2021

Весной этого года процедуру техосмотра ужесточили, и теперь его могут проводить только специализированные сервисы. Они должны иметь специальную аккредитацию, докупить новое оборудование. Водителей, в свою очередь, обязали лично приезжать на станцию, что должно пресечь возможность подделки диагностической карты.

Усиленные меры контроля ситуацию не изменили: фото автомобиля при помощи компьютера совмещают с фотографией станции, а геотеги и время вручную вписывают в метаданные файла.

Маятник качнулся в другую сторону, и техосмотр был отвязан от ОСАГО. С 22 августа для покупки полиса больше не требуется диагностическая карта, однако обязанность прохождения ТО осталась. В МВД предложили сделать техосмотр добровольным для личных автомобилей, а чтобы у водителей был стимул к прохождению техосмотра, давать им скидки на покупку ОСАГО. Коммерческий транспорт любого класса, по замыслу ведомства, будет проходить ТО как и раньше.

В Совете Федерации придерживаются противоположной позиции. Комитет по экономической политике настаивает не только на сохранении обязательной процедуры проверки исправности автомобиля, но и предлагает усилить контроль за ней. Так, сенаторы хотят заставить водителя всегда иметь при себе диагностическую карту, как это было 20 лет назад. А начать штрафовать в режиме фотофиксации автомобили без ТО предлагают начать уже этой осенью. Если карты не будет, водитель получит штраф по ст. 12.3 КоАП в размере 500 рублей.


Депутат Госдумы Александр Васильев в беседе с «Известиями» отметил, что такая разница в подходах у различных ведомств логична, ведь Госавтоинспекция отвечает за безопасность на дорогах, а комитет Совета Федерации по экономической политике — за экономику.
Когда происходит авария, сложно понять, в каком состоянии был автомобиль. Есть диагностическая карта, а автомобиль даже после честного техосмотра выехал и у него оборвалась тормозная трубка. Или фара перегорела. И определить это после аварии очень сложно, поэтому в графе «причина» пишут «другие факторы». Поэтому ГИБДД не сильно обращает внимание, в каком состоянии была машина в момент аварии. А вот люди после аварий получают повышенный коэффициент бонус-малус и больше платят страховым, поэтому именно в интересах автовладельцев проходить такие проверки честно, — заключил Васильев
Между тем у этих двух вариантов есть свои минусы. По словам главного редактора «За рулем» Максима Кадакова, непонятно, как будут штрафовать за одно и то же нарушение, если сперва инспектор выписал штраф за отсутствие диагностической карты, а потом тот же человек попал под камеру. Страховщики же не поддерживают предложение МВД по скидке на ОСАГО за прохождение ТО.
Делать скидки тем, кто прошел техосмотр, страховые компании не готовы. В СК «Согласие» отметили, что действующий закон об ОСАГО не предусматривает каких-либо преференций для автовладельцев, которые регулярно проходят техосмотр.

— Сейчас по закону необходимо наличие действующей диагностической карты на весь период действия договора обязательного страхования. С 22 августа полис ОСАГО можно будет купить без диагностической карты, и никаких новшеств для страховщика не появится, разве что одним документом при оформлении полиса станет меньше. Основные факторы, от которых зависит стоимость полиса ОСАГО, а также индивидуальный размер базовой ставки, — возраст и стаж клиента, модель его транспортного средства, страховая история, неоднократные грубые нарушения ПДД и территория эксплуатации транспортного средства. Самое главное — качество вождения. Именно оно влияет на убыточность. Прохождение техосмотра не является фактором, заметно влияющим на убыточность, — комментирует директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие» Павел Нефедов.

По словам Нефедова, в перспективе компания может предложить индивидуальные условия клиенту, который и после 22 августа для подтверждения своей обязательности и ответственности захочет предоставить диагностическую карту. Однако для того, чтобы рассчитывать цену полиса с учетом этого фактора, необходимы изменения в законе об ОСАГО.

В РСА не фиксируют существенной зависимости между прохождением техосмотра и аварийностью автовладельца. По их подсчетам и данным ГИБДД, из порядка 2 млн ДТП аварии с технически неисправными автомобилями происходят примерно в 2 тыс. случаев. Причем далеко не всегда именно техническая неисправность становится причиной ДТП. То есть аварий по причине технической неисправности автомобиля — меньше 0,1%.


— Чтобы страховой тариф зависел от некоего фактора, необходимо, чтобы математически была выявлена высокая корреляция этого фактора и страхового случая. В конкретном случае для формирования статистики влияния фактора неисправности ТС необходимо в каждом ДТП проводить автотехническую экспертизу, в ходе которой в том числе получать ответ на вопрос о причинно-следственной связи между неисправностью ТС любого из участников и наступившим ДТП. Все эти данные нужно хотя бы год вносить в единую базу, и потом строить математическую модель для тарификации фактора. Поскольку это невозможно ни технически, ни экономически, и сейчас нет расчетной доли ДТП, произошедших по причине неисправности ТС, то введение подобных скидок невозможно» — отметил директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Денис Макаров.

Вместе с тем и повышаться тарифы в связи с отменой ТО не будут. Так, руководитель дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев отмечает, что прохождение техосмотра со стороны водителя безусловно говорит о его добросовестности, но компания не располагает статистическими данными, которые бы показывали повышение степени риска в зависимости от отсутствия диагностической карты.

— С технической точки зрения, когда страховая компания не может доказать прямую связь между аварийностью и наличием диагностической карты, говорить о повышении тарифов на ОСАГО не совсем целесообразно, — отметил Княгиничев. Он поддерживает исключение диагностической карты из списка обязательных документов и отмечает, что это упростит всю процедуру оформления полиса ОСАГО. Более того, выплаты по ОСАГО никак не будут зависеть от наличия карты.

Сами операторы техобслуживания тем временем находятся в недоумении. По словам председателя гильдии операторов технического осмотра при Торгово-промышленной палате Москвы Игоря Волчека, даже те, кто выбрал выжидательную позицию и не стал сразу вкладывать много денег в техническое обновление станций, сейчас не понимают, как им быть.

— Получилось так, что мы стали очень зависимы от новостей в СМИ. Людям уже разрешили на шесть месяцев отсрочить поездку на станцию, а когда они услышали, что Черников предложил ввести добровольный техосмотр — вообще решили не приезжать. Хотя по факту ТО никто не отменял. Уверенность автолюбителей в том, что диагностическая карта им не понадобится, еще более окрепла после подписания президентом закона об отвязке техосмотра от ОСАГО, который скоро вступит в силу. Таким образом, сейчас станции техосмотра пустуют, а их выручка упала на 80%. Сложнее всего тем, кто сразу вложился в техническое оснащение и не получает никакой прибыли. Некоторые выбрали выжидательную позицию до октября, так как постоянно происходят какие-то события, которые не дают определенности и возможности развиваться бизнесу. В общем, и у водителей, и у операторов нет понимания, что будет дальше, — заключает Волчек.

Операторы ТО отмечают тот факт, что количество ДТП, связанных с неисправностью транспортных средств, каждый год растет, хотя процент таких аварий не высок. Если в 2012 году подобных ДТП фиксировали чуть больше тысячи, что в 2020-м году их насчитали 7656. Количество погибших в таких ДТП также выросло — в 4,3 раза.

Тревожные данные содержит исследование аналитической компании Gruzdev Analyze, предоставленное редакции «Известий». 39% автолюбителей, опрошенных в марте 2021 года, будут до последнего откладывать поездку в автосервис. Также из-за пандемии и связанного с ней страха общественного транспорта на дороги вернулись те машины, которые долгое время стояли «на приколе» и в гараже. Состояние подобных «зомбиходов» также вызывает опасения.

В правительстве планируют уже в ближайшее время решить судьбу техосмотра, сообщает «Российская газета» со ссылкой на вице-премьера Марата Хуснуллина. В качестве вариантов рассматривают не только оптимизацию или повышение качество ТО, но и полную его отмену.

Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK